Гимнастика после дневного сна
29.10.2018
Консультация для родителей
Гимнастика
после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию,
имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход
от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после
пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у
ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды
чувствительности, существенно
понижена
скорость реакций.
Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в
течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой
степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь
длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен,
но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения
предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система
еще не готова их воспринять.
Поэтому
чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов
перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от
состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере
повлиять.
Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после
пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку,
раздвинуть шторы, для поступления солнечного света – открыть форточку,
обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических
упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры
с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.
Основные
задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:
·
устранить
некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
·
увеличить
тонус
нервной системы;
·
усилить
работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы
желез внутренней секреции и других);
·
профилактика
простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным
воздействиям.
Гимнастика после сна проводится
воспитателем ежедневно после дневного сна. Достичь максимальной двигательной и
эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и
включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных
животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения
и с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время
превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги.
Воспитатель
сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого
движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.
ПОТЯГИВАНИЕ
Исходное
положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Потянутся,
вытягивая позвоночник.
Тихо-тихо
колокольчик позвени,
Всех
мальчишек и девчонок разбуди.
Все
проснулись, потянулись
И
друг другу улыбнулись.
НАРИСУЙ
РАДУГУ
Исходное
положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Поднять
правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево.
Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.
Что
за чудо-красота,
Расписные
ворота!
В
небе радуга повисла,
Как
цветное коромысло!
ГРОМ
Исходное
положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к
груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.
По
дорожкам пыль летит!
Гром
грохочет, гром гремит!
Спрячемся
от грома,
Громкого
такого!
КОРАБЛИКИ
Исходное
положение: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком. Приподняться,
прогнуть спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться.
В
голубенькой рубашке
Бежит
по дну овражка
Веселый
ручеек.
Запустим
мы кораблики,
Бумажные
кораблики,
И
путь их так далек.
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА
Педагог
произносит слова, дети выполняют движения.
На
скамейке у окошка
Улеглась
и дремлет кошка.
Дети
изображают кошку, свернувшуюся калачиком.
Киска,
глазки открывай!
Перекатываются
с одного бока на другой. Лежа на спине, поднимают голову, затем поворачивают ее
вправо-влево.
Захотела
наша кошка
Когти
поточить немножко.
Лежа
на спине, поджимают согнутые ноги, подтягивая колени к животу. Подняв рук
вверх, делают пальцами царапающие движения.
Потянула
кошка лапки,
Убедилась:
все в порядке.
Стоя
на коленях и опираясь на ладони, дети поочередно поднимают выпрямленные ноги.
Кошка
хвостиком махнет,
Поворачивают
голову вправо-влево.
Спинку
плавно разогнет.
Прогибают
и выгибают спину.
После
разминки – надо подкрепиться,
Молока
из блюдечка следует напиться.
Дети
изображают, как кошка лакает молоко: стоя на четвереньках, сгибают руки и
опускают голову и плечи.
Кошка
умывается, лапкой утирается.
Сидят,
скрестив ноги «по-турецки», и имитируют движения умывающейся кошки.
Чешется
за ухом.
Может,
это муха?
Муху
надо бы поймать.
Не
мешает пусть играть.
Приподнимаясь
на коленях, выполняют хватательные движения руками, сначала медленно и плавно,
затем более активно.
Со
скамейки кошка – прыг!
И
поймала муху вмиг!
ПРОСЫПАЛОЧКА-ЗАРЯЖАЛОЧКА
Педагог
произносит слова, дети выполняют движения.
Глазки открываются, Реснички поднимаются, Дети просыпаются, Друг другу улыбаются. Дышим ровно, глубоко И свободно, и легко |
Легкий
массаж лица Поворачивают
голову вправо-влево Делают
глубокий вдох и выдох,
надувая и втягивая живот |
Что за чудная зарядка – Как она нам помогает, Настроенье улучшает И здоровье укрепляет. Крепко кулачки сжимает, Руки выше поднимаем. |
Растирают
ладонями грудную клетку и
предплечья Медленно
поднимают руки вверх, быстро
сжимая и разжимая кулаки. |
Сильно-сильно потянись. Солнцу шире улыбнись! Потянулись! Улыбнулись! Наконец-то мы проснулись! Добрый день! Пора вставать! Заправлять свою кровать |
Вытягивают
руки, потягиваются. Встают
с кровати |